Советская парфюмерия и косметика.

     В 1920-1930-е гг. бывшие воспитанницы гимназий  ещё сохраняли привитые им дореволюционные представления о женственности. Они включали в себя не только определенное образование, но воспитание и манеры поведения. Уже на первом курсе девушки учились правильно пользоваться косметикой. Пудра и помада были незаменимыми составляющими для создания «лица». О важности декоративной косметики можно судить  по  фотографиям 1920-1930-х годов. Но существенным изменением в сравнении с дореволюционным  является появление в это время повсеместной традиции наносить макияж при людях. В 1930-е годы в периодических изданиях и пособиях для продавцов умение пользоваться косметикой являлось отличительных чертой культурного человека. Но большая часть парфюмерно-косметической продукции связывалась с гигиеническими процедурами. В 1935-1936 гг. курс взят на ликвидацию безграмотности в сфере личной гигиены и санитарии. В 1938 году в Москве открыт Институт косметики и гигиены. В качестве основного потребителя косметической продукции представляются рабочие: «Лесорубы и торфяники просят выпускать средства по защите кожи от комаров. Шахтеры интересуются веществами, которые защитили бы кожу лица, рук от мельчайших пылинок угля. Рыбаки хотят средство, которое предохранило бы кожу рук от разъедающего влияния соленой воды. Хлопкоробы и доярки просят не допускать перебоев в снабжении их вазелином»

    Декоративная косметика выделялась в отдельную группу и считалась, «товаром культурного обихода».  Покупатели того времени интересовались в московских галантерейных магазинах: «А мыло «ТэЖэ» у вас есть?», «А духи «ТэЖэ»?, «А крем «ТэЖэ»? В 1930-1940-х годах ресницы красили смесью хны и басмы. Это был своеобразный «перманентный макияж», в отличие от обычной туши для ресниц, которая стиралась «легким движением руки».

   

      В 1950-1960-е годы официальное отношение к декоративной косметике стало сдержанным и даже негативным, зато с удвоенной силой велась пропаганда гигиенической и «врачебной» косметики. Производство и потребление косметических средств связывалось с заботой не о красоте, а о здоровье граждан. В 1950 году  в Советском Союзе стали изготавливать детский крем, которым с удовольствием пользовались и взрослые. Рецепт этого крема придумывали в самой главной косметической лаборатории страны «союзпарфюмерпром».  С воскрешением традиционных представлений о женственности в это время пропагандируется значительное ограничение в использовании декоративной косметики, особенно заметное при сравнении с эстетическими идеалами 1920-1930-х годов. Специалисты-косметологи, обращаясь к женщинам и девушкам со страниц «Работницы» или специализированных брошюр, почти не уделяют внимания косметической промышленности, а советуют применять домашние средства, что наилучшим образом способствовало экономии и поддержанию идеала естественности. Чаще всего рекомендовались маски, которые «можно делать из того, что есть под рукой: из смеси желтка, меда и сметаны; из ланолина, растительного масла и воды; из дрожжей, разведенных молоком, из клубники, огурцов…». Не менее важными составляющими для сохранения красоты признавались диета и правильный режим дня.

   Основным же фактором, сдерживавшим увлечение косметикой, была банальная невозможность ее достать. Так же была широко распространена практика использования косметической продукции «не по назначению». Вместо бесцветной помады использовали вазелин, вместо крема для рук — глицерин, который почти всегда можно было купить в аптеке. Чтобы придать цвет и блеск бровям и ресницам советовали, смочить их растительным маслом.  Однако в книге «Вам, девушки» читаем:  «Пользоваться вазелином противопоказано, так как он, являясь продуктом перегонки нефти, не питает кожу и может вызвать появление темных пятен. Вреден для сухой кожи и чистый глицерин, отнимающий воду и еще более высушивающий кожу». Для мытья волос чаще всего использовали мыло и даже после появления жидких шампуней, они сильно проигрывали в популярности мыльному порошку для бритья «Нега» и «Волна». К тому же шампуни оставляли на волосах «жиросолевой налет», который рекомендовалось смывать уксусом. Не всегда было ясно, как использовать тот или иной товар, так как на упаковке не всегда указывали способ его применения. Считалось, что «с полезными свойствами и качеством товара потребитель должен ознакомиться перед покупкой изделия», а «этикетка предназначена прежде всего для украшения изделия».

        «Новая Заря» и «Свобода»- это оплот женской красоты советских времен. Советские женщины используют кремы для лица люкс, янтарь, спермацетовый, геронтол, «снежинка».  Кремы для рук плохо впитывались, в связи с этим журналы советовали наносить их перед сном и спокойно ложиться спать в резиновых перчатках. Несколько пугающе звучит и описание средства того времени для удаления нежелательных волос на теле: «…депиляторий содержит сернистые соединения металлов, которые при смешивании с водой во время нанесения на тело выделяют сероводород, способствующий растворению, крошению и отпаданию волос; так как волосяные сумки при этом не разрушаются, то волосы вырастают вновь. Депиляторий при использовании неприятно пахнет».

    О широком спектре использования советской косметики свидетельствуют и журналы,  предлагающие  альтернативные способы использования парфюмерно-косметической продукции: зубным порошком можно прекрасно отчистить пятна на обоях, одеколоном дезинфицировать новую зубную щетку и т.д. 

    Косметика использовалась как показатель различения «своих» и «чужих» на уровне противостояния идеологических систем. Идеальная советская женщина всегда представлялась ухоженной и привлекательной: «Каждая женщина, как бы она ни была занята, должна ухаживать за лицом, руками, волосами», «ежедневно уделить своей внешности 10-15 минут может любая». Естественность — это главная характеристика советской красоты, противопоставляемая «искусственному Запада». В журналах того времени читаем: «Неприятно видеть молодых девушек, слепо подражающих западной моде и раскрашивающих лицо так, что за гримом трудно различить живые краски юности, обаяние девичьей красоты. Использование искусственных средств для усиления привлекательности оказывается в опыте советских женщин случайным, часто предстает как заблуждение молодости, которое рано или поздно развеивается под мудрым руководством старших товарищей».

   Декоративная  косметика  в СССР не имела большого разнообразия- это тени, пудра, тушь.  Тушь выпускалась в картонных коробочках и в прессованном виде предприятием « Невская косметика». Самым главным её плюсом была натуральность и запах мёда. Перед использованием ее необходимо было развести водой, но  под рукой вода была не всегда, поэтому советские женщины попросту плевали в коробочку с тушью. Советская промышленность долгое время не производила специальных кисточек для макияжа и, по этому, в пособиях для продавцов существовало пояснение, что тени наносятся на веки «кончиком пальца». Пудра, это душистый порошок белого, розового или розовато-жёлтого цвета. Она впитывает выделения кожи, защищает от воздействия солнечных лучей и придаёт ей матовый оттенок.  К лучшим сортам пудры относились «Красная Москва», «Кремль», «Манон», «Сказка» и др.,  к средним  «Камелия», «Магнолия», «Курортная», «Южная»,  к так называемым, массовым  «Ландыш», «Жасмин», «Фиалка». В глубоко провинции женщины при большом дефиците данного продукта пудрились зубным порошком.

  

   Лак для ногтей был практически недосягаем. «От ряда работ, частого мытья рук лак быстро сходит, и часть ногтя оказывается неокрашенной — это некрасиво и неопрятно. Надо иметь дома флакончик с лаком, ацетон и в случае необходимости, удалив остатки лака, вновь покрыть ноготь», — заботливо советует книга «Вам, девушки», вышедшая в 1961 году.

      К 1970-м  годам  многое изменилось. В «железном занавесе образовались щели», через которые проникала информация о западной моде, музыке, фильмах и парфюмерно-косметические товарах. Журнал «Работница», тираж которого в 1970 году превысил десять миллионов экземпляров, становится более «интерактивным»: в редакцию стали приходить реальные, а не фиктивные письма в огромных количествах. Появилась рубрика «Подружка», в которой впервые в истории советской журналистики к читательницам, отвечая на их вопросы,  обращались «на ты». В спорах о косметике все чаще звучит выражение «это дело вкуса», и речь шла не о едином эталоне  1950-1960-х годов, а индивидуальных предпочтениях каждого.

   В 1970-80-е гг. многие советские женщины продолжали видеть в рабочем месте удобную гримуборную, что прекрасно подмечено в фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977). Для окраски волос, когда уже имелся немалый ассортимент искусственных красителей, активно применялись хна и басма как наиболее надежные и безвредные средства. «Если почему-либо вы не хотите применять басму, ее можно заменить натуральным молотым кофе», — советует журнал «Работница».

   Тональный крем « Балет», появившийся, в конце 1980-х пришел на смену  обычному  гриму- театральному. «Грим театральный» продавался в спецмагазинах и при смешении с кремами фирмы «Свобода»  давал неплохой «алебастровый» эффект на лице. Но к вечеру «маска» начинала плавиться, как и положено театральному гриму.

     Когда рядовому советскому покупателю были не доступны «диоры» и «шанели», приходилось довольствоваться отечественным парфюмом. Ассортимент универмагов состоял из незатейливых названий «Белая сирень», «Зимний вечер», «Лаванда», «Огни Москвы», «Тамара», «Серебристый ландыш», «Пиковая дама», «Рондо», «Манон», «Очарование», «Любимые напевы», «Золушка», «Тет-а-тет» и многие другие.  Но некоторым парфюмерные марки стали культовыми для всей советской эпохи. Духи «Красная Москва»  имеют красивую историю своего появления благодаря Генриху Броккару, который в начале XX века владел одной из самых известных в мире компанией «Империей Броккара». Парфюмер имел огромное  количество наград и дипломов победителя на различных международных конкурсах, но мечтал он об одном  звании «Поставщика высочайшего двора Его Императорского Величества». Согласно легенде созданный  аромат приснился ему во сне. В день трехсотлетнего празднования Дома Романовых в 1913 году он преподнёс Императрице Марии Федоровне (матери Николая II) уникальный подарок – три восковых цветка: розу, фиалку и жасмин, каждый из которых источал свой аромат. Запах настолько понравился Марии Федоровне, что Броккар получил вожделенный титул, а духи начали называть «Букет Императрицы».  Подобное соединение запахов и создавало неповторимый аромат первых в мире русских духов, вошедших в историю не только российской парфюмерии, но и мировой парфюмерной промышленности. Во время революции появилась тенденция избавляться от всего, что хоть каким-то образом напоминало о прежней жизни, и Генрих Броккар, желая спасти «Империю Броккара», а также аромат, предложил новой власти переименовать и то и другое. Фабрика получила называние «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат N 5», а позднее «Новая заря», а духи с 1925 года получили имя «Красная Москва». Так же в  магазинах СССР был небольшой, но все же ассортимент и мужских одеколонов. В связи с этим их запахи запоминались легко и надолго: «Шипр», « Саша», «Командор», «Тройной одеколон».

  

  

    Большинство косметических средств на протяжении большей части советского периода оставались дефицитом, как провинции, так и для столиц республик и даже в Москве. Однако ничто не помешало советским женщинам на протяжении десятилетий сохранить за собой звание самых красивых и ухоженных женщин во всём мире.


9 комментарий на «Советская парфюмерия и косметика.»

  1. А вот «Снежинку» так и не нашла ни на каком сайте! Даже фото нет!!! Очень жаль!!!

  2. «В журналах того (советского периода) времени читаем: «Неприятно видеть молодых девушек, слепо подражающих западной моде и раскрашивающих лицо так, что за гримом трудно различить живые краски юности, обаяние девичьей красоты.» А кто против? Может быть действительно меня пора сдавать в утиль, если мне до сих пор нравится юная красота, нетронутая косметическим хирургом, незамазанная косметикой, недоведённая до истощения различными диетами…

  3. Прочитал в рубрике «Скоро на сайте», что временно на сайте не будет новых материалов. Очень жаль. Но очень благодарен автору за возможность наслаждаться любимой музыкой. Есть много интересных радиостанций. Мне нравится Радиокафе, Ретро Хит и пр. Выбор большой. Буду каждый день во время работы на компьютере слушать он-лайн радио «В мире вещей».

    • Prosto’I', как видите я здесь пишу-отвечаю Вам, а значит всё хорошо! Приходите, читайте, наслаждайтесь музыкой :) Я буду только рада! А будет побольше времени, выложу новый контент. Спасибо Вам!

  4. С интересом прочитал статью о советской косметике. И опять, сразу, когда увидел фотки тройного одеколона и Шипра, чуть не всплакнул о воспоминаниях. Да это же любимые мои виды одеколона, без лишних примесей, не навороченные, почти чистый медицинский спирт. Тройной одеколон, конечно, не отдавал благовониями. А вот когда душился Шипром и выходил «на люди», многие говорили: «Опять нашипрился». Отличные были одеколоны не для богатых и очень распространенные. Помню и духи «Красная Москва». Обычно дарил маме на 8 Марта, дарил и другие духи. Мама всегда радовалась моим подаркам. Где-то доставал подарки, уже не помню, не всегда все можно было в магазинах купить. Поэтому подарки делались от всей души и воспринимались с душой человеком, кому предназначались такие трудные подарки. Женщины дарили мужчинам дорогие одеколоны, которые не так просто было достать в то время, в Москве тогда вообще-то все было. Помню и зубной порошок, в пионерском лагере зубы чистил до блеска. Вспомнил и знаменитый детский крем, он хорошо спасал от натертостей. Спасибо автору за интересную статью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>