Мода в зеркале истории XIX-XX вв.

     Сегодня я приглашаю вас на удивительную по своей красоте и богатству, познавательную по содержанию и уютную по своей атмосфере выставку «Мода в зеркале истории XIX-XX вв.» И попутно будем с вами выяснять, что-же носили наши пра-пра-пра… бабушки. Организаторы  выставки рассказали, как сложно узнать историю того или иного экспоната , в обществе было не принято рассказывать о вещах и даже  небезопасно. Иногда, старинные платья просто подбрасывали под двери музея, чтобы сохранить эту красоту, но не афишировать свою принадлежность к аристократическим кругам, у которых чаще всего и сохранились дореволюционные роскошные предметы быта и одежды.

И начнем с 1800-х годов XIX в., когда в день модницы могли поменять свой наряд до  шести раз за день. Утром  пеньюар уступает место  домашнему платью, затем следует  прогулочный наряд, а после прогулки необходимо переодеться для визита, затем выпить чашку чая в подходящем для этого случая платье, к обеду тоже следует быть привлекательной и «свежей», и, наконец, вечером наступает очередь бального или театрального платья. Фактически все время светской женщины было посвящено смене туалетов и украшению себя.

А теперь посмотри на платья начала XIX в. Высокая талия делит фигуру в соотношении 1 : 7 и 1 : 6. Состоит из прямой длинной юбки и узкого лифа.  В 1802 году женщины носят легкие платья без нижних юбок, некоторые даже без сорочек. Выставляются напоказ шея, грудь, руки. Платья имеют низкое декольте, короткий рукав фонарик. В первые годы XIX века носили предпочтительно платья белого цвета. В 1809 г. в костюме вновь появляется корсет. Шарфы и шали так же стали необходимой принадлежностью гардероба каждой модницы, женщины умело драпировались и закутывались в них.

На фото: Платье из атласа, отделанное шелковыми полосами и шнуром в тон. (Россия 1810-е годы)

    Не смотря на наличие шерстяных шалей и  душегреек, большинство дам по окончании бала выходили прикрываясь только одним муслиновым шарфом, наброшенным на плечи и стянутым на груди, что очень сильно беспокоило медиков той поры. Так же прозрачные наряды не оставляли равнодушными и мужчин,  Тюдом пишет в 1807 году в своем Зеркале Парижа, «Они (женщины) имеют вид выходящих из ванны и нарочно показывают свои формы под прозрачными тканями». Но дамы продолжали «совершенствовать» свои прелести и многие стали носить искусственный бюст, «имитировавший природу во всей ее свежести и красоте», поддельные икры и т. п.; все эти «прелести» продавались открыто, красуясь на выставках в модных магазинах.

На фото: Платье из муслина, вышитое «французским узелком» (Франция, 1800-е годы)

Фасон платья зависел от его назначения: летние платья шили из легких, светлых  тканей — кисеи, батиста, шелка и т. д.; парадные — из атласа, тафты, бархата

На фото: Бальное платье из шелковой тафты, декорировано аппликацией из атласа. (Франция 1815 г.)

         Позднее женское платье становится более тяжеловесным. Юбки украшают оборками, кружевами, фестонами. Линия груди остается завышенной, а линия талии приближается  к естественной, линия плечь расширяется. Низ юбки укорачивается до щиколоток. Композиционно одежда начинает делиться по горизонтали, от этого фигура становится менее стройной и высокой. Силуэт женского платья меняется: юбки становятся объемнее, талия тоньше, а декольте глубже. В «Магазине мод и рукоделий» за 1852 год можно проследить за тем, как меняются вкусы и предпочтения в одежде середины XIX в. : «Платье иначе и не носят, как со множеством оборок, или, по крайней мере, с полосками на переднем полотнище; платьев без отделок решительно не видать. Все модные материи фантастичны и пестры до крайности: всюду клетки, полоски, разводы, цветочки, арабески. Но успех всех этих платьев зависит от таланта и вкуса модистки».

На фото: Визитные платья из аппретированного набивного ситца. (Англия, 1830-е годы)

На фото: Визитное платье из шелкового жаккарда, декорировано объемной аппликацией из основной ткани. (Франция 1822-1823 годы)

На фото: Бальное платье из шелка с жаккардовым поясом. (Франция 1830-е годы)

Аксессуары нач. XIX в.

На фото: Ридикюли /вышивка бисером, вязание льняной нитью/ (Россия, Испания, Франция 1810-1820 годы)

      Как мы представляем красавицу середины XIX в.? Конечно же в руках у неё роскошный большой  веер и изысканная сумочка ридикюль.

      Но, независимо от наших  фантазий, в начале XIX в. роль веера начала угасать, что и ознаменовало появление скромных вееров-лорнеток. В 1820-е годы в руках красавиц можно было увидеть только маленькие прорезные веера. В России примерно с 1850-1860 гг. использовали для изготовления таких вееров привозные кружева «шантильи», брюссельские аппликации или тонкое елецкое кружево, часто использовали стальные блёстки. Многим нашим современникам так же хорошо знакомо выражение «язык веера». Это своеобразный секретный код дам и их кавалеров. В 1913 году была выпущена книга » Самый полный и верный оракул». Представляю вашему вниманию несколько цитат из данного издания с расшифровкой «секретного кода»:

«Мои мысли всегда с тобой»- наполовину открыть веер и провести им несколько раз по лбу;

«Будьте осторожны, за нами следят»- открытым веером дотронуться до левого уха;

«Я сделалась недоверчива»- барабанить закрытым веером по ладони левой руки;

«Я к вам не чувствую приязни»- открыть и закрыть веер, держа его перед ртом;

Чтобы сообщить собеседнику о своей симпатии или любви, нужно передать веер верхним концом, чтобы выразить презрение- подать веер нижним концом, если же веер подают раскрытым, то это означает просьбу или напрашивание на любовь.

На фото: Веера в стиле «Ампир» /шелк, вышивка, блестки/ (1800-1815 гг.); Гребни-диадемы /латунь, золочение, хрусталь, кораллы, искусственный жемчуг/ (Франция 1810-е годы); Пудренница-табакерка /дерево, акварель/ (Франция, 1810-е годы)

       А на ножках милых дам надеты едва заметные туфельки без каблуков на такой  узенькой подошве, что при малейшей сырости или «неровности» они испытывают неудобства и не могут ходить пешком.Исходя из данного обстоятельства,  модный журнал для дам за 1801 год утверждает, что «нельзя быть модницей, не имея экипажа».

На фото: Женский портрет-миниатюра /дерево, слоновая кость, акварель, масло/ (Франция, 1800-1810-е годы); Лорнет /металл, стекло/ (1810-е годы); Трубка-одноглядка /латунь, кость, перламутр/ (Франция, 1810-е годы); Туфли бальные /атлас/ (Париж, 1810-е годы); Ридикюль /шелк, вышивка гладью, металл, золочение/ (Франция, 1800-1810-е годы)

    На эпоху романтизма приходится взлет любви к бисерным работам. После 1815 года, для удобства при вальсировании платья начали укорачивать и украшать металлическим бисером, пайетками и в качестве аксессуаров к таким платьям стаои очень популярны сумочки, ридикюли, вышитые бисером.

На фото: Ридикюли /вышивка бисером, сталь, латунь/ (Германия, Россия, 1820-е годы); Веера девичьи /резьба по рогу, золочение/ (Франция, 1820-е годы)

      Среди всех эклектических течений в искусстве и модах наиболее распространенным было, направление, ориентирующееся на стиль рококо. Костюмы времен маркизы Помпадур стали образцами для одежды середины XIX столетия.

      Появляение кринолина (от французского сгіn — конский волос) , введенного в моду Чарлзом Вортом, знаменитым владельцем парижского салона создает особый женственный силуэт платья, который так любят рисовать девочки создавая наряд принцессы.  Кринолин напом инает абажур, он мог быть целиком сплетен из конского волоса или состоять из металлических тонких прутьев (продольных и поперечных), иногда обручи вшивали непосредственно в нижнюю юбку. В таких платьях женщины ходили медленно, мелкими шажками, они как бы «вплывали» в залу, изящно придерживая широкие юбки. Хотя такие платья и доставляли некоторые неудобства, но мода на них сохранилась до конца 1860-х годов.

На фото: Платье из шерстяной купонной ткани с отделкой из набивной ткани-купон (Россия, 1860 г.)


Силуэт платьев середин XIX в. определялся естественной линией талии, пониженной линией плеч и огромной нижней волосяной юбкой — кринолином.

На фото: Прогулочное платье комбинированное из тканей двух цветов: шелковой тафты и атласа, контрастных по тону, манжеты из кружева шантильи. (Англия 1860-е годы)

  
На фото: Платье из шелка, декорировано аппликацией и тесьмой. (Франция 1860-е годы)

    В отличие от Европы, предпочитавшей блеклые, приглушенные тона, в России всегда были популярны насыщенные, глубокие тона малинового, лилового, всех оттенков красного. Данная особенность  »русского вкуса» сформировалась благодаря  долгим зимам и неброской русской природе. Восполняя  недостаток солнца и ярких красок, в России всегда будут любить яркие цвета и богатый декор.

На фото: Платье из шелкового репса, отделано бархатом, оборки плиссе из основной ткани с использованием ленточного и игольного кружева. (Франция 1875 г.)

На фото: Жакет (казакин) из шелковой жаккардовой тафты. (Россия 1870-е годы)

На фото: Шлафрок (халат) из шерсти с деталями из бархата. (1870-е годы)

  

На фото: Баул дорожный /бархат, кожа, вышивка/ 1862 г.

На фото: Детская коляска на рессорах с балдахином /дерево, металл, ткань/ XIX в.

 

На фото: Туфли бальные /шелк, кожа/ (Франция, 1870-е годы); Дамские чулки /фильдеперс, вышивка шелком/ (Франция, 1870-е годы)

         В конце XIX в. с появлением стиля модерн и  увеличившимся потоком колониальных товаров появляются сравнительно недорогие, но очень эффектные перьевые веера.В России большой популярностью пользуются страусовые веера, чуть позднее данный аксессуар появляется и из перьев орлов, воронов, райских птиц. Любопытно, что  украшали данную вещь не только головками, но и целыми чучелами редких птиц. Но и подобные экзотические веера были лишь кратковременной вспышкой в жизни модниц, и очень скоро интерес к веерам угас окончательно.

На фото: Веер бальный /страусовые перья, целлулоид, металл/ (Франция, 1890-е годы); Бальная сумочка для котильона /атлас, гуашь/ (Франция, 1890-е годы)

  Свободные профессиональные портные поставляли свою продукцию в лавки, магазины готового платья, швейные мастерские.

На фото: Кассовый аппарат XIX в.

      Важным фактором, влияющим на женские моды, было и стремление женщин к эмансипации, борьба за образование, за гражданские права. В конце XIX в. все больше встречается женщин врачей, учителей, медицинских сестер. Возникает потребность в более удобной одежде. Она упрощается, «дробится», появляются юбки, блузки, костюмы, состоящие из жакетов и юбок.

На фото: Корсаж /шелковый репс, отделка бархатом, вышивка синелью, шнуром/ (Россия, Москва, 1890-е годы); Лиф дамский /шелк, бисер, пайетки, кружево/ (Россия, 1890-е годы); Блузка с пышным рукавом (лиф от платья) /тафта в полоску, саржа, х/б ткань/ (Россия, Москва, середина 1890-х годов)

    По сохранившимся платьям XIX в. мы знаем, что талия утягивалась до  объемов в 42 — 45 см. Модницы сравнивали объем своей талии, утянутой в корсет, с объемом шеи их поклонников. Некоторые из них ложились на операционный стол, чтобы удалить пару нижних ребер и стать еще тоньше и, напомню, что это происходило в эпоху, когда полного наркоза еще не применяли, а существовала лишь местная анестезия. «Чтобы быть красивой, надо родиться красивой, а чтобы казаться красивой, надо страдать!»- гласит старинная французская поговорка.

На фото: Платье из шелкового жаккарда с отделкой вышивкой, биссером, стразами, кветами из шелкового газа, бантами из основной ткани. (Европа, 1898 г.)

       Эпоха 1900-х гг. осталась эпохой небольших женщин. но очень пышногрудых. Россия того времени была заполонена всевозможными рецептами увеличения груди с помощью массажей, микстур, компрессов и т.п. А в декоре лифа платья используют различные  драпировки, рюши, подкладные ватные подушечки. Женщина должна была быть «манкой», т.е. привлекать мужчину своими объемами, иметь узкие покатые плечи, но не должна была быть худой. Основным предназначением женщины являлось материнство.

На фото: Пальто из бархата апплицированного тесьмой. (Россия, 1890-е годы)

  

На фото: Тальма (пелерина) /мех горностая, отделка хвостиками горностая/ (С.И. Белкин- придворный поставщик,  Россия, Москва, 1900-е годы); Юбка /шелковый репс, атлас, вышивка гладью, тесьма/ (Дом моды Worth, Франция, Париж, 1890-е годы)

    Дома от кутюр в России отличались элитарностью. Петербургский Дом Бризак являлся поставщиком двора и работал исключительно для придворных нужд, т.е. клиентками этого дома были императрица, ее дочери — великие княжны, великие княгини — сестры и жены великих князей и фрейлины Двора. По высочайшему повелению императрицы Дому Бризак было позволено обслуживать двух клиенток, не принадлежащих ко двору :Анну Павлову и Анастасию Вяльцеву.     Дом Бризак был закрыт декретом Ленина 1918 г., а его «меховой резерв» был национализирован.

На фото: Платье (лиф, юбка) /атлас шелковый, бисер, стеклярус, кружево/ (Торговый дом «Бризак» Петербург, 1900-1905 гг.)

На фото: Бальные платья от кутюр /тюль, ручная вышивка, блестки, искусственный жемчуг/ (из багажа русских эмигрантов, приехавших в Константинополь, 1910-е годы)

С 90-х годов XIX в. у женщин меняется привычный ритм жизни: в обиход, кроме железных дорог, входят автомобили.

На фото: Ford модель T также известен как «Жестянка Лиззи» (анг. Tin Lizzie) Выпускался компанией Ford с 1908 по 1927 гг. Он «посадил Америку на колеса», считался первым доступным автомобилем. Первая модель была собрана 27 сентября 1908 года на заводе Пикетт в Детройте, штат Мичиган.  По размерам принадлежал к среднему классу машин. Всего было выпущено 15 175 868 автомобилей этой модели. Машины марки «Форд» закупались в конце 30-х годов для общественного транспорта Москвы.

          20-е годы XX в. — это переломный период в истории мировой моды. Первая мировая война, оказавшая огромное влияние на формирование моды и провела четкую границу, отделив понятия, мода и стиль, свойственные XIX веку, от века XX-го. Женщины 20-х годов делали короткие стрижки, заимствовали одежду из мужского гардероба, осваивали мужские профессии. Говоря о 20-х годах XX в. сразу представляется аккуратная женская головка в  фетровой шляпке-клош, имеющей форму колокола. Летом такая шляпка могла быть сделана из соломки. Так же в 20-е годы существовало множество и других разновидностей причудливых шляпок. Модные шляпки украшали перьями, брошами и отделывались декоративными строчками, атласными лентами, цветами, расшивались стразами. Изящные сумочки теперь служат косметичками и общество спокойно реагирует на губную помаду или пудренницу в руках красавицы в общественном месте.А танцевальная мода подарила женщинам 20-х годов туфельки на устойчивом каблучке с перепонкой.

На фото: Женские аксессуары 20-х годов XXв.

  

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>