Style modern — «новый стиль» (с фото «Нива» №9 1905г.)

      Style modern доказывал своё право на существование не в самых идеальных условиях.   Это сегодня никого из нас не удивишь самыми кардинальными и необычными идеями и новшествами. Мы, привыкшие, к обилию и разнообразию информации уже мало чему удивляемся.  И даже если Ваш сосед  решит поселиться в космическом корабле и назовет это «нанодачный style», то это вызовет, в самом лучшем случае,  любопытство, но никак не революционные настроения в обществе.

    В начале 19 в. людям в неспешном ритме жизни, в привычных «декорациях», в  добротной одежде и «безвредными», натуральными предметами обихода не приходило в голову, что через 100 лет их правнуки будут делать платья из газет и пластиковых бутылок, заворачиваться в туалетную бумагу и создавать диваны из пивных банок и картона.  А что еще впереди?

   Но, говоря о «новом стиле» для того времени-  это было действительно революционно новым , пугающе непонятным своими новыми линиями и отсутствием деталей направлением.  Модерн призывал широко мыслить, я бы сказала «единой глыбой» самой формой. А что могли люди, привыкшие видеть мир из лошадиной повозки?  И действительно, стоит только преклониться, перед смелостью дам, решившихся на украшения в непривычном  искривлённо-лаконичном стиле.  Возможно,  сегодня  это сродни, перекрасить волосы  в ядовито-зеленый цвет.

    А, глядя на фото  интерьеров в «новом стиле» сложно поверить, что им  108-лет!!!

   Я очень хотела представить Вам автора, рискнувшего в то время написать о «новом стиле», но под  данной публикацией, так же как и в начале и конце журнала автор не указан. Возможно, в «Ниве» существовали свои правила (хотя в остальных случаях авторство указывается) или, возможно, сам автор решил остаться неизвестным с силу неоднозначного отношения в «style modern».

     Так же я решила сохранить 100% стиль статьи. И если Вам в какой-то момент покажется, что речевые обороты или некоторые слова можно было бы «перекроить», то знайте, что так было написано нашими предками,  так они понимали, чувствовали и думали.  И наши пра-пра… «смаковали» детали своих произведений, им некуда было спешить, перед ними был лист бумаги и «самая последняя модель» печатной машинки, они писали свои статьи вдумчиво, художественно и, может быть по нашим меркам, менее информативно. Но всё же я хочу подарить Вам этот стиль, он тоже является ярким примером того времени и сам по себе  уникален!

  С этой минуты я умолкаю и даю слово автору, обращавшемуся к  своим читателям 108 лет назад.

    Все в мире идет вперед, все изменяется. Опадают старые листья, и на их месте вырастают новые. Умирают миллионы живых существ, и вместо них нарождаются и развиваются поколения других молодых созданий. Старые идеи и прежние порядки уступают место новым идеям и порядкам. Жизнь, во всем её объеме и полноте, заглохла бы и превратилась в смрадное болото, если бы не было этой постоянной смены, этого постоянного движения.

   Человеческая культура во всех её видах –возьмем ли мы религию, законы, науку или искусство- всегда была спутницей и проявлением жизни. И если жизнь идет вперед и поступательное движение её так же непрерывно, как непрерывно поступательное движение земного шара по его орбите то, казалось бы, странно было бы ожидать или, тем более, требовать от проявлений жизни оцепенелости и неподвижности форм.

   Но, в действительности, однако, как мы знаем, такие требования постоянно существовали и до сих пор существуют по какому-то странному закону противоречия, жизнь требует движения вперед и новых форм, а носители жизни- люди, по крайне мере, людское общество в главной его массе- высказывают удивительную привязанность ко всему старому, прочно установившемуся, и проявляют слепую боязнь всего нового и непривычного.

   Эта боязнь новшеств и привязанность к традициям сыграла печальную роль на всем протяжении истории человеческого духа. Начиная с древних времен, все новые идеи, новые понятия и знания терпели жестокие гонения и порицания, пока, наконец, незаметно для людей не внедрялись в их обиход и не делались старыми, традиционными.

   Такова грустная трагикомедия человеческого духа. Подобную борьбу вынесли все устои современной культуры. Вспомним христианство, науку, искусство, технические изобретения. Христиан затравливали зверями, Галилея с его знаменитым « E pur si muove!» посадили в тюрьму, трагедии Гюго и оперы Вагнера были на первых порах жестоко осмеяны, изобретатель дождевого зонтика и тот подвергся настоящей анафеме со стороны сограждан, хотя  казалось бы, что может быть невиннее его изобретения? К сожалению,  даже теперь эта боязнь новых форм господствует среди нас, и теперь все новое подлежит на первых порах жестокому остракизму. Все новые формы подвергаются нападкам и осмеянию.

   То же самое и в искусстве. В наше время во всех областях искусства : в художественной литературе, поэзии, живописи, архитектуре, скульптуре- везде борются новые течения.  Ходячее и достаточно опошленное неумеренным и неразумным употреблением словечко «декаденство» хорошо знакомо всем нам. Под декаденством понимается нечто уродливое, болезненно-изломанное, неестественно-претенциозное в искусстве, но «большая публика» окрестила совершенно неправильно этим словечком все новые веяния и идеи в искусстве.

  Нужно сознаться, что искание новых путей в искусстве приводит, прежде всего, к борьбе между умирающим и нарождающимся направлениями.  Во всякой же борьбе разгораются страсти, которые и приводят пионеров «нового слова» к крайностям и уродливостям первых, чисто неудачных попыток. Такие крайности, да еще при отсутствии таланта авторов и создали те неудачные стихотворения и драмы «декадентского пошиба» над которыми вполне заслуженно смеётся публика. Неудачи в этом направлении встречаются и у крупных талантов. Во всяком случае искание новых путей всего неудачнее в изящной литературе, хотя некоторые «пути» уже привились и там (в драме, например) и получили права «гражданства». Вспомним например современные пьесы с «настроением»  Ибсена, Метерлинка, Чехова, Гауптмана.

 Но «новый стиль» и новые веяния в искусстве кое-где имеют уже и успех. Всего удачнее искание новых идей обнаруживается теперь в художестве и в архитектуре, и в особенности в прикладных искусствах- в рисовании и воспроизведении орнаментов для предметов житейского обихода. В этой области новые веяния успели уже сказаться ясно и определенно и вылились в так называемый теперь «новый стиль»- style modern.

  В чем выражается этот style moderne в области художества и прикладных искусств?

  Рисунки и орнаменты этого стиля достаточно известны всем нам.  Рисунки и иллюстрации в новой манере наполняют собой страницы иллюстрированных журналов, предметы домашнего обихода «в новом стиле» — посуда, мебель, мелочи домашней обстановки- появляются на рынке в огромной количестве и переходят постепенно в наши комнаты.  И нужно сказать правду, формы красивые, оригинальные, ласкающие взор своей мягкостью и свежестью.

  В «новом стиле»  обставляются теперь фойе и залы театров, каюты пароходов. В частные жилища style moderne еще не успел проникнуть во всей своей полноте.

   Характерная особенность «нового стиля» заключается в том, что она старается как можно ближе подойти к природе во всем её своеобразии, капризном сочетании линий и оттенков.  В природе нет строго выдержанной симметрии, нет безукоризненно строгих прямых линий, а наоборот неистощимое богатство всевозможных комбинаций из кривых и закругленных линий. Новый стиль берет у неё для себя все эти её особенности. Он упорно избегает холодной и законченной симметрии и чопорной прямизны и старается восстановить в своих формах оригинальную примитивность и первобытность природных форм. Растекающиеся струи воды, мимолетная сетка пены, покрывающая волну красивым и причудливым переплетом, бесконечное разнообразие  в сплетениях жилок в нежной ткани древесного листа- все это служит элементами и основой для нового стиля.  В нем все — изменчивость, гибкость, разнообразие. Но, как и в самой природе все в нем подчинено общим законам соразмерности, красоты, сущность которого определить трудно, но которая чувствуется и познается всяким истинным художником.  Разумеется,  в руках не художника «новый стиль» может быть скомпрометирован в ряд уродливых претензиозно-шаржированных произведений. Простота и чистота его форм могут быть извращены и режущими глаза крайностями — нужно сознаться, что таких бездарных произведений в «новом стиле» очень много (особенно в живописи и иллюстрации), и они значительно подрывают авторитет «нового стиля» и вредят ему в глазах толпы и без того неодобрительно относящейся ко всему новому.

   Но в руках истинного художника, глаз которого чувствует изящество форм и гармонию частей и целого — в руках такого художника «новый стиль» творит чудеса красоты. Волнообразные, растекающиеся линии образуют особую чарующие грацией и изяществом рисунки, несимметричность мягких и неопределённых форм в общей картине поражает стройной и выдержанной гармоничностью, а простота основных форм и отсутствие лишних орнаментов и всяких витиеватых мелочей придает общей картине какую-то особую свежесть и ясность.  Свежесть и ясность  обусловлена простотой линий и отсутствием излишних украшений, они и  составляют именно одну из главнейших, характернейших особенностей «нового стиля».

    Какая разница у него в этом отношении к старым стилям: «рококо», «барокко»? В произведениях этих старых, особенно претенциозных стилей столько нагромождено всяких завитушек, амуров и цветов, что в них невольно чувствуется условность и некоторая манерность. Старые стили высказались полностью до последнего слова и больше им сказать нечего. С этой минуты они сделались историческими стилями, они сыграли в истории искусства свою необходимую и почтенную роль. Ошибочно думать, что прогресс заключается в разрушении старых культов. Старые культы всегда должны лечь фундаментом нового здания. Поэтому новый стиль вырос и развился из всей совокупности последовательно сменявших друг друга стилей разных эпох. Ведь каждый исчезнувший стиль был в свое время «новым стилем». В созданиях современного нам «стиль модерн» свет, ясность, ширина и простор художественной мысли, глубокая проникновенность в самую суть красоты природы.

   Старый стиль брал у природы уже готовые формы и украшения, например цветы, красивые фигурки людей и пр. иначе говоря, лишь воспроизводил с внешней стороны то, что давала ему в готовом виде природа. «Новый стиль» наоборот старается проникнуть в самые тайны природы, в ту лабораторию, где вырабатываются основные задачи её красоты и старается воспользоваться этими тайными рецептами для своих созданий вполне самостоятельно. Он не берет, например, лилию в её гордом виде, но разлагает её на её основные художественные части и старается догадаться, в чем заключается секрет её красоты. Он берет её грациозные изгибы, волнообразные контуры её стебля и её цветка и пользуется этими элементами уже для своих собственных созданий. «новый стиль»  повторяем так близок к самой сущности природы, как не был близок ни один прежний стиль- и в этом заключается секрет его ясности и всего его очарования при той простоте форм, которой он довольствуется.

В этом отношении он заставляет вспомнить разницу между старинной, темной и строгой в своих формах живописью и нынешней живописью «plein-air».  Там строгая копировка внешности без углубления в суть природы, здесь- схватывание яркой сути при некотором игнорировании мелочей.

  «Новый стиль» -это стремление к внутренней правде.  Оно проникает и в другие виды искусства- живопись, драму, ваяние, поэзию. В драме оно достигло уже многого, в  ваянии пути еще не проложены окончательно и многие произведения знаменитого скульптора Родэна страстно ищущего этих путей поражают какой-то болезненной фантазией.

    Но зато в крохотном отделе скульптуры- в отделе ювелирного искусства  «новый стиль» успел найти прекрасные, оригинальные формы, и об этом следует заметить особо. Из скульпторов-ювелиров «нового стиля» уже успели приобрести крупную известность французский ювелир Ренэ Лялик и русский художник Л.Л. Татищев. Первый из этих ювелиров экспонировал года два тому назад свои оригинальные произведения на выставке в Петербурге и имел огромный, вполне заслуженный успех.

  Итак, «новый стиль» понемногу начинает внедряться в жизнь. Противников у него еще очень много- и не только в области поэзии и живописи, где попытки искания новых идей не успели вылиться в совершенные формы, но и в области архитектуры и прикладных искусств, где новый стиль уже вполне разработан и, что называется, твердо встал на ноги. Над «декадентщиной» старательно острят, не желая видеть даже в лучших созданиях «нового стиля» ничего, кроме претенциозного ломания. Ho tempora mulantur, et nos mutamur in illis — Меняются времена, и мы меняемся в них, и то, что несколько лет тому назад изгонялось и опозоривалось, в будущем будет признано и облюбовано. И люди спокойно пойдут по «новым путям», не вздыхая о старой дороге, потому что новый путь есть только продолжение и развитие старого.  Зачем же порицать «новый стиль» и негодовать на него, когда столько «стилей» уже стало благополучно признано человечеством после годов борьбы и привыкания к ним? И не стыдно ли нам замыкаться в пределах «старого стиля» в искусстве, когда вся жизнь наша – и частная, и государственная-   настоятельно нуждается в «новом стиле», и когда не сегодня-завтра мы все вступим на новый путь реформ, «новый стиль» которых признан уже с высоты Престола, и против которых негодуют лишь ослабленные элементы старого общества, у которых кружится голова от могучего притока свежего воздуха.

Поэзия в «новом стиле» и пример оформления :

               

P/S  С высоты сегодняшних дней это звучало бы : …«новый стиль» которых признан уже с высоты Престола»  =   Правительство уже признало, что отсутствие ковров на стенах и хрусталя во всех его видах- это хорошо!!! И очень прогрессивно!  Если Вы негодуете- Вы ослабленный элемент старого общества  и у Вас просто кружится голова от… :)


Один комментарий на «Style modern — «новый стиль» (с фото «Нива» №9 1905г.)»

  1. Очень хорошей иллюстрацией к этому тексту служит московский модерн в архитектуре…..достаточно пройти по улицам и все это увидеть…..так что статья абсолютно актуальна….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>