Маска.

             Маска была с незапамятных времён одним из главных атрибутов различных магических обрядов, ритуалов и таинств. Когда человек надевал маску, то верил, что в ином обличье остаётся неузнаваемым для демонов и духов. Маски существовали в театрах Древней Греции, Рима, в Италии и, конечно же, в Китае и Японии. Во время карнавалов и театральных представлений люди могли перевоплощаться в самых необычных персонажей, господа менялись местами со слугами, одежда выворачивалась наизнанку, а маска становилась главной деталью такого перевоплощения. С XIVв. в Европе она становится повседневной деталью одежды как, к примеру, перчатки или галстук.

           Маска дарила человеку необходимую свободу. Подсознательно он чувствовал магической суть маски и мог совершать поступки, на которые не решился бы с открытым лицом. После череды европейских революций отношение к свободе изменилось, прятать лицо уже не было необходимости, и волшебная власть маски ушла в прошлое. Теперь она стала скорее игрушкой для тех, кто хотел сохранить таинственность и избежать прямолинейного выражения своих чувств.

          Первые свидетельства в Европе связаны с именем жены французского короля Карла VI   Изабеллы Баварской. О популярности маски рассказывают и многочисленные документы времён правления Франциска I, Карла IX, Генриха III, которые стремились ввести запрет на её ношение. Не сложно догадаться о причинах подобных запретов. Эдикт 1535 года запрещал не только ношение, но и изготовление масок с конфискацией торгового оборудования у торговцев.

          Но запреты так ни к чему и не привели, маска стала необходимой частью костюма.  Она спасала человека от откровенных взглядов, а так же от вредных солнечных лучей, грязи и непогоды, скрывала дефекты лица и даже избавляла от риска заболеть такой страшной болезнью, как чума.

Одной из причин популярности масок можно считать свирепствовавшую в 11 веке эпидемию чумы.Люди считали, что если лицо закрыто маской, то смерть может не узнать избранного ею человека и пройти мимо. Маски с длинными носами имели также и медицинское назначение: в нос вставляли ткань, пропитанную эфирными маслами, позволявшим, как считалось- владельцу маски избежать заражения. В этих масках часто ходили врачи, посещавшие больных.

       

         В XVв. носили «естественные» маски, обрамлённые искусственными волосами.А с начала XVIв. распространилась мода на белые и чёрные гладкие венецианские маски из кожи, шёлка или бархата.

 

         В XVIIв. появляются полумаски в виде дуги или сердца. Иногда, можно было увидеть и масочки, едва прикрывавшие нос ради чистого кокетства. Их делали из бархата, внутренняя сторона была из шёлка или кожи, по нижнему краю пришивали кружевную или тонкую шёлковую оборку.

         В XVIIIв. на овальную нарумяненную и набелённую маску надевали чёрную полумаску, или просто имитировали её присутствие с помощью красок и кисти. Смотрелось такое сочетание очень эффектно. Часто подобное изображение переносили и на веер.

          Невозможно пройти и мимо Венеции с её вечными карнавалами, во время которого свои лица скрывали абсолютно все. Даже в будни люди предпочитали ходить в масках, исключение делалось только на время Великого поста. Излюбленными карнавальными героями были Арлекин в чёрной кожаной маске с бородавками, старик купец Панталоне с козлиной бородкой и крючковатым носом, пастушки и пастухи и восточные персонажи. Венецианские маски превратились в настоящее произведение искусства. Дамы и кавалеры Венеции надевали их под треуголку, отделанную серебряным галуном, за счёт которой они и держались. Как правило, из-под маски свешивалась чёрная шёлковая материя или кружево, совершенно прикрывающее нижнюю часть лица, шею и затылок. В целом, венецианская «bautta– или иначе домино состояла из белой атласной маски с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз и широкого чёрного плаща с чёрной кружевной пелериной. Маска имела специально оттопыренную верхнюю «губу», которая приглушала голос и даже меняла его тембр. Подбородок оставался открытым. Образ дополняли белые шёлковые чулки и чёрные туфли с пряжками. Такое одеяние предавало образу неопределённость и таинственность.

   

        Побывав в Венеции в середине XVIIIв., Мадам дю Бокаж была удивлена обилием черного цвета в костюме горожан, что заметно выделяло их из путешествующих аристократов: « Мужчины и женщины, одетые в чёрные плащи с капюшонами, полностью в чёрном цвете с белыми масками; вы можете себе представить, какие чувства вызывает это зрелище, когда они полулёжа плывут в своих гандолах».

Маска «МORETTA еще называли «ОТРАДА МУЖЕЙ», так как на месте рта у маски изнутри был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом. По словам Казановы, такие маски делали женщин загадочными, а главное- молчаливыми

       Но мода не венецианскую маску всё же захлестнула всю Европу. Во Франции в 1712 году журнал  »Современный французский двор» отмечает дам, скрывающих своё лицо независимо от времени суток. Чёрные шёлковые и бархатные маски можно было увидеть в церкви, на балу и в театре. Чтобы сохранить тайну происхождения ребёнка, некторые  дамы  даже рожали  в масках.

       В 1835 г. во Франции вышел указ регулирующий ношение данного предмета на карнавалах и празднествах. Человеку в маске запрещалось иметь при себе оружие и даже палку, вести оскорбительные речи, т.е.  требовало особой ответственности за своё поведение в обществе.

        Если блюститель порядка заметил что-то подозрительное, то маску требовалось снять по первому требованию и проследовать в полицейский участок до выяснения личности. Но не всех могла скрыть маска. К примеру, особы королевской крови использовали её лишь формально, так как все знали что «скрывалось» под ней.

         В годы правления Наполеона I и позднее Реставрации и Июльской монархии, аристократия была охвачена модой на исторические костюмированные балы. Иногда устраивались и общедоступные празднества в парижской Опере.  А. Мартен-Фюжье в книге «Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж»» пишет: «…девицы из хороших семей, воспользовавшись той анонимностью, какую предоставляет маскарадный костюм, приезжали в Оперу, чтобы потанцевать и приобщиться к развлечениям более пикантным, нежели те, какие ожидали их в аристократических гостиных». Но иногда появление в маске приводило и к печальным последствиям, как в драме Лермонтова «Маскарад», когда героиня погибает из за схожести с одной великосветской дамой.

        Маска остаётся странным, естественным для человека, но противоестественным для остальных живых существ, предметом. Она давно превратилась из материального предмета в некий образ, выражающий отношение к жизни. Человек научился «снимать и надевать маски» используя лишь собственное лицо.  «Носит маску»- говорим мы. И главное, чтобы маска оставалась произведением искусства, красивой вещью и как можно меньше влияла на наш внутренний мир, не мешая быть самим собой.

P/S   Для размышления: 

  •  Люди редко хорошо выглядят, когда остаются одни. В обществе они всегда носят маски. 

                                                                                 (Стивен Кинг. Глаза дракона.)

  •   Не стоит заглядывать под чужие маски. Потому что иногда ты можешь увидеть то, чего совсем не ждешь. Сломанную напрочь психику. Вдребезги искалеченную душу. И больные, страшно больные глаза. 

                                                                                     (Дарья Романович. Внушение)

  •    А меня ждут безмолвный дом, горячий душ, сигарета на пустой кухне, где из звуков только дыхание и шум закипающего чайника. Порой кажется, что он — единственное существо, которое чувствует меня таким, какой я есть, тогда как каждый видит таким, каким кажусь.                                                                                                                                                 (Эльчин Сафарли. Мне тебя обещали.)
  • Все мы выдаем себя не за тех, кем являемся на деле. Мы стараемся быть значительнее, остроумнее перед женщиной, если она нам нравится. Мы стараемся быть умнее перед мужчинами, добрее перед стариками, благоразумнее перед начальниками. Мы играем разные роли, иногда по десяти раз на дню.                                                                                                     (Кир Булычев. Умение кидать мяч.)
  • Я действительно зашел не вовремя. Она не успела надеть нужное выражение на лицо.                                        (Сергей Минаев. Повесть о ненастоящей любви.)
  • Все мы по разным причинам носим маски. некоторые маски мы надеваем, потому что это то, кем мы действительно хотим быть. Некоторые мы носим, потому что не можем принять скрываемого под ними или потому что кому-то нужно видеть нас такими. И некоторые маски мы носим для того, чтобы остатся в тени.
  • Надевая маску (в виртуале аву и ник), человек порою не столько скрывает, сколько показывает свое истинное лицо. Под маской человек становится свободным от условностей и комплексов. И именно то, как человек распоряжается этой свободой, какие пределы своей свободе он устанавливает, характеризует его больше всего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>