Карамельные реки — медовые берега.

   * Кондитерские изделия — это специально изготовленные человеком сладости. 

     Термин «сладости» всегда применялся в более широком смысле, чем кондитерские изделия и охватывал все природные пищевые продукты сладкого вкуса, главным из которых во все времена оставался мед. Что такое сахар,  европейцы узнали лишь во время похода Александра Македонского в Древнюю Индию в IV век до н.э. В свою очередь, научные исследования  утверждают, что в Индию сахарный тростник  ввезли  еще в период неолита с острова Новая Гвинея.  Первоначально тростниковый сахар  люди называли по привычке медом: римляне — «медом из тростника», китайцы — «каменным медом», египтяне — «индийской солью». На Руси первое упоминание о сладком заморском товаре датируется  1273 г.  Тогда еще никто не помышлял об экспериментах над сладкими кусочкоми, их употребляли только как самостоятельный продукт. Однако, если представителю Древней Руси было необходимо продемонстрировать  свою любовь и уважение к ближнему кусочка сахара было явно недостаточно,  и тогда на помощь приходило самое популярное в то время изделие- медовый пряник!  Размер пряника напрямую свидетельствовал о размере чувств. Иногда, «чувства дарящего» были настолько велики, что еле умещались на двух санях. А еще был обычай дарить подарки,  бережно укладывая их на медовый пряник, отсюда появилось выражение «класть на пряник», что означает «делать подарки».

      Так же на Руси лакомились фруктами и ягодами,  засахаренными в меду, их называли «сухим» или «киевским» вареньем. Следом появились мелкие шарики  из сахара, называемые «драже», что в переводе с французского означает «лакомство». Кстати, французы, бежавшие от французской революции  принесли с собой  и привычное  нам  пирожное  «эклер».  А вот «шоколад» родом из Древней Мексики, его название происходит от ацтекского названия жгучего (из-за содержания в нем перца), горького на вкус напитка  «чоколатль», что в переводе означает  «горькая вода». Испанцам, захватившим в 1519 году древнюю столицу Мексики, напиток не понравился. Но царский вариант «чоколатля», приготовленный из обжаренных семян какао, растертых с молодыми зернами кукурузы, с добавлением меда и ванили привёл всех в восторг. Шоколад пили и о твёрдом его варианте никто не задумывался вплоть до XIX века. Технология изготовления плиточного шоколада  была разработана и усовершенствована в XIX в. усилиями швейцарцев, голландцев, англичан и шведов.

    Но Россия  активно развивает и собственное производство сахара, высаживая  свеклу на своих огородах и полях. В 1802 году в Тульской области начинает свою работу первый  свеклосахарный завод. Вскоре прилавки  кондитерских лавочек и магазинов  наполняются всевозможными  тортами, пирожными, печеньем, вафлями и карамелью, изготовленными из родного сахара.

История 1 — Бабаевский.

      Одна из историй отечественного кондитерского производства  начинается с  крепостного слуги Степана Николаева , служившего при статской советнице Анне Петровне Левашовой, помещице села Троицкого Пензенской губернии. Семья Степана готовила к столу барыни различные сладости и лакомства. Через некоторое время  помещица позволяет Степану уехать в Москву на оброк, но одному без семьи. Ему дозволено открыть  там дело, с тем, чтобы каждый год выплачивать барыне определенную сумму денег. Только под конец жизни, скопив нужную сумму, Степан смог получить вольную и для себя, и для своих близких.  3 августа 1804 года он с семьей окончательно перебрался в Москву и начал хорошо знакомое дело. Работали артелью: сам Степан, его жена Фекла Ивановна, сыновья Иван и Василий, дочь Дарья. Продукция артели быстро приобрела своих постоянных клиентов. Игумен Ново-Спасского монастыря был в восторге от абрикосовой пастилы и мармелада, изготовленных в артели Степана Николаева и благословил их производство иконой. Известность семьи быстро росла, и вскоре Степан открыл бакалейную лавку с фруктами, кондитерскими изделиями и записался в купцы Семеновской слободы. В искусстве  творить сладости из абрикосов Степану не было равных и вскоре его так и прозвали — Абрикосовым.  Но официальную  фамилию   «Абрикосовы»  потомки Степана  получили только в октябре 1814 года.

          После смерти Степана Николаевича дело принял на себя его старший сын, Иван Степанович. В намереваясь расширить производство, Иван Абрикосов выписывает в Москву из деревни двоюродных братьев, отпущенных на оброк. Иван  значительно увеличил выпуск кондитерской продукции и расширил ее ассортимент. Далее семейное дело передаётся от сына к сыну. В заведении работают уже 24 наемных рабочих. Растёт и семья Абрикосовых, что подталкивает их к переезду на Лубянку в дом, на месте которого сегодня находится Политехнический музей. Алексей Иванович- внук Степана Николаева  покупает лошадь и самолично ездит на Болотный базар покупать ягоды и фрукты. К концу 60-х годов  XIX в.  Абрикосовы- это большая и дружная семья. Всего у Алексея Ивановича и Агриппины Александровны родилось 22 ребенка — 10 сыновей и 12 дочерей,17 из них дожили до преклонного возраста.

      В 1873 году была удовлетворена просьба  А. И.Абрикосова об установлении в мастерской паровой машины мощностью в 12 л. с. и о переводе производства в разряд фабрик. С этого момента кондитерское предприятие А.И. Абрикосова вошло в число крупных производителей кондитерских изделий, первыми  применивших паровые установки в России наряду с фабриками «Эйнем», «Сиу и К°» и др.

     На фабрике Абрикосовых производством конфет, варенья, пряников и других кондитерских изделий занималось  уже  более 120 человек.  К праздникам от хозяина они обязательно получали подарки.

    В 1874 году Алексей Иванович пишет в своем прошении на имя московского генерал-губернатора: «Желаю передать принадлежащую мне фабрику в полном ее составе своим сыновьям Николаю и Ивану Алексеевичам Абрикосовым«. Ниже была приписка сыновей: «Мы, нижеподписавшиеся, желаем приобрести фабрику А. И. Абрикосова, содержать и производить работу под фирмой «А. И. Абрикосова Сыновей«.

     В 1880 году учреждается фабрично-торговое товарищество на паях «А.И. Абрикосова Сыновей», в состав которого входят уже пять молодых Абрикосовых: братья Николай, Иван, Владимир, Георгий, Алексей. Первоначальный капитал Товарищества составил 2 млн. рублей.

  В 80-е годы XIX века по своим показателям Товарищество становится крупнейшим производителем шоколада, конфет, карамели, бисквитов в Москве, входя при этом в пятерку лидирующих фирм, поставляющих около 50% всей кондитерской продукции в России.

     Товарищество имело сеть розничных магазинов в Москве: в Солодовниковском пассаже на Кузнецком, в Верхних торговых рядах (теперь ГУМ), на Тверской и Лубянке. Сладости от Абрикосовых можно было купить на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, на Крещатике в Киеве, на Дерибасовской в Одессе, а также в Ростове-на-Дону. Оптовые склады фирмы работали в обеих столицах, в Одессе, на Нижегородской ярмарке.

История 2- РотФронт

      В 1826 году купцами Леновыми была открыта кустарная мастерская, где делали карамель и помадку, перерабатывая 5 пудов (80 кг) сахара в день.  Хозяином мастерской был дед Екатерины Сергеевны Леновой — последней владелицы фабрики до 1917 г. В 80-90 гг. XIX в. промышленность  России была на подъеме , что способствовало быстрому  развитию  кондитерского  дела семьи Леновых.

     В 1898 г. на предприятии появляется электрическое освещение, устанавливается динамо-машина постоянного тока, которая приводится в действие от парового двигателя, и предприятие переименовывается в «Товарищество на паях паровой фабрики шоколада, карамели и конфет». А в 1900 г. предприятие переименовывается в  »Торговый Дом Леновых».

    В 1917 г. владельцы фабрики, семья Леновых, вынуждены продать ее за 1.800 тыс. руб. Центросоюзу — Всероссийскому Центральному Союзу Потребительских Обществ и отныне фабрика получает новое название «Кондитерская фабрика Московского Союза Потребительских Обществ».

   С выходом в ноябре 1918 г.  Декрета  Совнаркома о национализации кондитерской промышленности, 21 ноября 1918 г. фабрика была национализирована.

    С  мая 1931 г.  предприятие получает новое название : Государственная кондитерская фабрика «РОТ ФРОНТ» треста Моссельпром народного комиссариата снабжения (НКС) в знак солидарности с немецкими коммунистами, делегация которых посетила ее в том же году.

    Но случаи с Абрикосовыми и семьёй Леновых являются скорее исключением для  России второй половины XIX и начала XX вв., так как  большинство кондитерских фабрик  было построено и принадлежало иностранцам.

История-3 -Красный Октябрь.

   В 1851 год, когда на Арбате открылась небольшая мастерская по производству шоколада и конфет Теодора Фердинанда фон Эйнема, в ней работали всего четыре мастера. В 1869 году к Эйнему присоединяется предприниматель Юлиус Гейс (J.Heuss). Вдвоем они открывают кондитерский магазин на Театральной площади, выписывают из-за рубежа новейшую паровую машину и строят первое здание фабрики на Софийской набережной Москвы-реки.

     С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина — в пользу Немецкой школы для бедных и сирот. Первая официальная запись о фирме «Эйнемъ появляется в 1867 году в справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи». К этому времени фирма уже имела награды Всероссийских мануфактурных выставок: бронзовую (1864 гю) и серебряную (1865г.) «Эйнемъ» производила карамель, конфеты, шоколад, какао-напитки, пастилу, печенье, бисквиты, пряники, глазированные фрукты и мармелад.

    После смерти компаньона в 1876 году Юлиус Гейс  взял на себя руководство фабрикой,  однако название компании он менять не стал.

   К началу XX века «Эйнемъ» владеет двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде.

    После Октябрьской революции 1917 года фабрика была национализирована и получила  название «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнемъ», но уже в 1922 году была ещё раз  переименована в «Красный Октябрь».

      В  1925 году  кондитеры «Красного Октября» разрабатываются шоколад «Золотой Ярлык», конфеты «Сливочная помадка с цукатом», «Сливочная тянучка», «Южная ночь», ирис «Кис-кис», не забыт рецепт и конфет «Мишка косолапый», выпускавшихся  ещё Товариществом Эйнем в начале XX века.

    Во время Великой Отечественной войны фабрика выпускает шоколад «Гвардейский» и «Кола» с повышенным содержанием теобромина и кофеина.

     В 1992 г. кондитерская фабрика преобразована в Открытое акционерное общество «Красный Октябрь» и начала активно сотрудничать с зарубежными компаниями: австрийской фирмой «Хаас», швейцарским концерном «Бюлер», немецкой фирмой «Антон Олерт».

      В настоящее время «Красный Октябрь» входит в холдинг «Объединённые кондитеры», в составе которого также ОАО «Бабаевский» (бывшее товарищество «Абрикосов и сыновья») и ОАО «Рот Фронт» (бывший «Торговый дом  Леновых»).

История 4- Большевик.

   В 1853 г., когда в Россию приезжает француз Адольф Сиу и поступает на работу в небольшую парфюмерную фирму, но вскоре вместе с женой решает начать собственное кондитерское дело. В ноябре 1855 г. на Тверской открывается кондитерский магазин, а в подвале – небольшое кондитерское производство, где работали муж и жена вместе с мастером и учеником.

     В 1870-х гг. к делу присоединились сыновья Адольфа Сиу — Луи и Шарль. Они решают построить новую образцовую фабрику, оборудованную по последнему слову техники.

Таким образом фабрика становится одной из самых крупных в Москве и России. На фабрике Сиу  существовало  несколько производств: кондитерское, кофейное, бисквитное и шоколадное, следует отметить, что  Адольф Сиу был первым в России, кто начал производство шоколада. В ассортименте сладостей Сиу были и небычные конфеты, которые специально готовились к утру – их нужно было употреблять  только свежими.

    К 1900 г. Торговый дом «А. Сиу и Ко» имеет сеть фирменных магазинов в Москве, Петербурге, Киеве и Варшаве обладает собственными средствами доставки — фургонами, каретами и даже изящным автомобилем.

    В 1913 г. в знак признания высокого качества продукции, кондитерская фабрика товарищества «А. Сиу и Ко» удостоена Высочайшего Пожалования с присвоением звания «Поставщик двора его Императорского Величества». В честь 300-летия Дома Романовых фабрика начала  выпуск печенье «Юбилейное», и к этому времени в 50 фабричных корпусах на Петербургском шоссе трудилось уже 1600 рабочих.

      4 декабря 1918 г. фабрика была национализирована, а в 1924 г. ей было присвоено название «Большевик».

История 5- Фантики!

  Сейчас кто-то из вас бегло…а кто-то с бОльшим интересом и вниманием прокрутит эту галерею фантиков, которые многие из нас любовно собирали в детстве, с лёгкостью превращая в «деньги»  или «секретики» , и вы наверняка заметите, даже будучи непрофессионалом, как с изменением общества, настроений и моды менялось и художественное оформление сладких изделий. В связи с тем, что фотографий более семидесяти штук, я прокомментирую лишь некоторые из них, и, надеюсь, вы продолжите эту тему. Приятного просмотра!

Обертки и упаковка кондитерских изделий XIX — нач. XX в.

     Даже поверхностного взгляда достаточно чтобы точно определить, что в обертках кон.19- нач. 20 вв. присутствует влияние очень популярного для того времени стиля модерн с его плавными линиями, растительными элементами, новомодными шрифтами и мягкими цветами. Обертка несёт в себе просветительскую, образовательную и развлекательную функцию.

  Типичный представитель стиля модерн. Даже в одноцветном варианте композиция смотрится очень цельно и органично…есть один минус- это «шип» внезапно выскочивший из буквы «Т», готовый уколоть вас в самое сердце.

   Фантик от данной конфетки, безусловно, рассчитан на маленьких представителей царской России. Можно собрать все стишки  и получить небольшую книжку. Правда сама не с первго раза сумела прочитать в рифму, уж очень непривычно натолкнуться на «пред» вместо «перед». Так же обратим внимание, что тема  фотографии пользовалась огромной популярностью, появление фото было сравнимо с волшебством и прорывом в «космическое» будущее.

   Фантик- история.  Небольшой эпизод сражения недалеко от с. Семеновского учит детей  не только быть смелыми, понимать стратегию, но и достойно проигрывать, честно выполнив свой долг. Ведь в истории и такое бывает…

                           

    Обертка со множеством тонко проработанных деталей и приглушённых цветов напоминает царские деньги, что автоматически переводит данный фантик в категорию VIP. При этом, так же видим полезную информацию: способ варить шоколад.

     Стоит только догадываться о происхождении данного вида шоколада и, соответственно, обертки. Художник постарался совместить несовместимое. Пыталась угадать, на какую категорию это рассчитано и по какому случаю. У вас есть варианты?

    Очень симпатичная по цвету и правильная по композиции, но совершенно с непонятным сюжетом обёртка. Ощущаю внутреннюю тревогу за  Шуру сидящую с флегматичным непроницаемым лицом, в рассыпающейся корзине. Красный шарик стремиться в небо, призывая своих «братье» последовать за ним…Бедная..бедная Шура.

Очень приятно видеть хороший рисунок, но смущает только вторая пара, изображающая букву «А».

     Наверное снимать психологическое напряжение даже в тихой размеренной России XIX в. как-то было нужно и художники старались освободить детишек от излишков адреналина таким способом. И еще..к слову о видеоэкологии : любовь к сочетанию жёлтого и фиолетового иногда указывает на предрасположенность к шизофрении. Одним словом- Зю Зю…

Мне очень нравится идея изучения разновидностей рыб таким способом. Но почему  не могу отделаться от чувства, что это этикетка от рыбной консервы?

    Как было бы приятно покупать шоколад из которого не выскакивало бы  «оно» ядовито-китайского происхождения отупляющее окончательно наших детей, а  возникал портрет…ну хотя бы Васнецова Виктора Михайловича…

или…народов земного шара.  Реклама шоколада и серии картин  выглядит скромно и ненавязчиво.

Обертки кондитерских изделий 20-х — 30-х гг. XX в.

   В фантиках постреволюционной России почти исчезает плавность линий, очень много геометрии, острых углов . Рисунок становится более схематичным, декоративным, чувствуется столкновение «двух школ». Соответственно в некоторых обёрткам можно уловить прежние художественнные законы и умиротворение, а в некоторых много движения, динамики, пропаганды нового строя. Начинается воспитание человека по Советским правилам и законам. 20-е -30е годы вкружили голову очень многим,  отметалось всё, что хоть сотой долей напоминало прошлое и не всегда это было на пользу эстетическим и художественным вкусам того времени.

На данном фантике прошу обратить внимание на Буратино. Узнали?

     Какой упитанный чёрный мальчик призывает выпить с ним. Предполагаю, что данный сюжет должен напомнить советскому человеку об интернациональной дружбе. В Новой Стране нет никакой рассовой дискриминации!

     Глядя на этого человека, сверлящего p style=»text-align: justify;»хищным взглядом правую сторону сковавшей его лавровым венком рамки, я очень усомнилась, что Пестель выглядел именно так и перепроверила. Декабрист Пестель был вполне симпатичным человеком,  можем вздохнуть спокойно.

    Лицо друга с ушами и гривой даже как-то выглядит симпатичнее, чем друга в шапочке. Но в целом композиция выглядит вполне завершённой.

Одним словом «Ильич»…рядом с вождём не должно быть ничего лишнего…от греха.

     Что-то у меня с рифмой в последней строчке не то…

      Готовый революционный плакат, бери и вешай на стену. Сочетание черного и красного всегда выглядит эффектно. Отличная, продуманная общая композиция. Нижняя часть рисунка   выглядит основательнее  верхней, как символ того, что  Р.С.Ф.С.Р. в образе рабочего твёрдо и непоколебимо стоит на этой земле.

Просто и доходчиво показано, что нужно делать, и кружат- кружат вокруг «недобитого буржуа» красные звёзды.

     Картина «Новая деревня» простым и понятным языком расскажет куда нужно идти после рабочего дня. Домик нарисовали, собачку нарисовали, дорожку нарисовали, а солнышко забыли. Конечно же это больше похоже на обычный альбомный рисунок.

Озадачил меня сюжет этого фантика. Из чего были сделаны эти конфеты?

Обертки  кондитерских изделий 40-х -50-х гг.  XX в.

    Бурление в обществе постепенно стихает, сюжеты обёрток становятся более мирными и декоративными , уже нет того обилия цветов и утончённости,  как в дореволюционной России. Так же  чувствуется присутствие пропаганды здорового образа жизни и  культурного развития.

     Отличная обёртка. Присутствует лёгкость -деталями не перегружена.  Движение- расположение шрифта по диагонали, подчеркивающей направление полёта птицы. Равновесие — использование более крупного шрифта в верхней части птицы, где основное пространство занимает только хвост и более мелкого в нижней части, где пространство занято крыльями и телом птицы. Так же законченность достигается и за счет взаимоперекликания цветов в тексте и окраске птицы.

А вы как представляете дружбу? Оторвалась пуговица- пришей другу!

Надо же как-то использовать чёрный квадрат…


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>