Итику Кубота кимоно или больше?

      Располагайтесь поудобнее, отвлекитесь от суеты, заварите себе ароматный чай и приготовьтесь совершить приятное путешествие в мир гармонии и красоты… Итак, мы отправляемся в Японию, чтобы узнать как можно больше о талантливом  художнике новаторе  Итику Кубота /Itchicu Kubota/,  с работами которого, мне посчастливилось познакомиться лично.  Я отношу Куботу  к той редкой категории людей, которые воспринимают мир не только поверхностными впечатлениями  «что вижу, то пою», но и  становятся частью этого мира, погружаются в него всем существом, тем самым «добывая» и открывая людям новые краски, новые ощущения. Искусство Итику, не смотря на сложное техническое  исполнение, я бы больше назвала философским. Почему?  Скользите взглядом по этим строчкам и скоро Вы всё узнаете…

       Сразу отмечу, что мастеру принадлежит заслуга возрождения древней техники декорирования Цудзигахана ( букв. «цветы на пересечении дорог»)  некогда считавшейся утраченной навсегда и создания её модификаций. Поверхность кимоно для Куботу  служит холстом, некоторые из них- это уникальные работы с индивидуальным изысканным рисунком, благодаря художнику сам предмет кимоно перешел из разряда предметов одежды в статус высокого искусства.

   Всю свою жизнь Кубота искал способ сделать кимоно символом традиционной Японии, уместным в современном мире. «Моим желанием было создать кимоно, у которого есть душа,- однажды сказал он,- взывающая к тем, кто её видит».

     Когда молодой 20-летний художник, мастер юдзен Итику Кубота  в 1937 году переступил порог Токийского национального музея, он и не подозревал о том, что его ждут впечатления, которые перевернут всю его жизнь. В залах музея Итику впервые познакомился с Цудзигахана- японской техникой изготовления кимоно XVI в., просуществовавшей всего сто лет с момента своего возникновения. Кубота был настолько захвачен полученными впечатлениями, что сейчас же решил посвятить себя возрождению древнего метода. Однако, Вторая мировая война нарушила его планы.

    Вернувшись в Токио, Кубота вновь приступил в работе в технике юдзен, однако не оставлял свои мысли о Цудзигахане. После многих лет изучения и экспериментов, ему удалось раскрыть многие тайны этого метода, но вместо того, чтобы полностью восстановить старинную технику, он прибегнул к её модернизации. Итику создал уникальный метод, основанный на собственных широких знаниях юдзен, применении современных тканей и красителей, технике многоточечного крашения тай-дай и росписи чернилами, характерных для Цудзигаханы. Мастер назвал новый метод Итику Цудзигахана в знак уважения к тому явлению, которое вдохновляло его на протяжении многих лет.

    Первые произведения Итику Цудзигахана были с успехом продемонстрированы в Токио в 1977 году, их инновационный дизайн и техника принесли художнику  международное признание. В 1981 году Кубота перешел от работы с отдельными кимоно к созданию многочастных композиций, составленных из нескольких произведений, в которых изображение развивалось от одного кимоно до другому. Это давало художнику возможность создавать панорамные виды большой протяженности, передавая великолепие природы.

    Серия «Симфония Света»  является одним из самых значительных творений Итику Куботы. Она  отражает его восхищение природой, вдохновение, полученное от созерцания нескончаемой игры меняющегося света. Первые пять работ его замысла были созданы в 1981 году. Успех настолько вдохновил Итику, что он предпринял создание уникальной масштабной серии из 80 кимоно, которая должна была отражать его видение мира, заключенное в двух частях- «Четыре времени года» и «Вселенная». Итику успел завершить только 29 произведений из цикла «Четыре времени года», изображающих осень и зиму, и пять- из цикла «Вселенная». После этого еще две работы из цикла «Вселенная» на основе эскизов Куботы были завершены в его мастерской.

       А теперь мы поговорим об  этапах создания данных произведений, в которых  очень важна тщательность, аккуратность и, безусловно, терпение.

      Создание эскиза.

     Отрез неокрашенного шелкового крепа раскраивается и временно сметывается в виде готового кимоно. Сначала древесным углем на шелке выполняется набросок рисунка, затем эскиз более детально прорисовывается чернилами аобана, получаемыми из цветка коммелины обыкновенной, смывающимися в процессе окрашивания. После этого кимоно распарывается, а рисунок доводится до самых краев ткани.

     Стягивание и оборачивание.

        Когда эскиз завершен, большая часть изделия прошивается устойчивой к красителям виниловой нитью, которая затем плотно стягивается, создавая выпуклые участки. Эта техника узелкового банта со стежкой называется нуисиме сибори. Стянутые участки затем оборачиваются пластиковой пленкой и дополнительно закрепляются виниловой нитью. Эти участки не прокрашивают красителями и благодаря плотному оборачиванию пленкой остаются в процессе окрашивания белыми; они называются закрытыми участками.

    Основное окрашивание и роспись кистью.

       Ткань снова сшивается в одну длинную полосу и погружается в емкость  с красителем для основного окрашивания. Сначала Кубота использовал натуральные красители, но затем перешел на синтетические. Несмотря на то, что эти красители при нагревании иногда отслаиваются или идут пятнами, после нескольких лет экспериментов Кубота научился успешно применять этот эффект в своей работе, иногда используя тонкие переходы цвета, придавшие композиции богатство и глубину.

      Затем участки, защищенные от первого окрашивания , разворачиваются, и на них вновь выполняются процедуры окрашивания для получения рисунка меньшего размера. Эти участки раскрашиваются кистью, и иногда по много раз, чтобы обеспечить лучшее проникновение красителя. Широкий опыт Куботы как мастера красильного ремесла юдзен снабдил его обширными знаниями в области рисования кистью по ткани и тщательной проработки деталей.

    Обработка паром и промывка.

      Ткань запаривается для лучшей фиксации красителя. Как правило, это происходит при температуре 82 градуса. в течении сорока-девяноста минут. Процесс может повторяться до десяти раз, чтобы обеспечить надлежащее проникновение красителя в волокна шелка. Между последовательными окрашиваниями в емкостях с красителем ткань промывают, чтобы удалить избыток краски, так как шелк может впитать только определенное количество красителя за один прием.

   Снятие нити и сушка.

    Стягивающие нити осторожно удаляют, и ткань закрепляется на бамбуковых держателях для сушки в натянутом виде. После высыхания весь фрагмент ткани может вновь прошит. Процессы крашения, запаривания, промывки, сушки и удаления стежка, в различном сочетании, могут повторяться много раз, для достижения желаемого эффекта.

  Роспись кистью и создание дополнительной текстуры.

       Ткань закреплена на бамбуковых держателях,  на непрокрашенных участках кистью и красками суми может быть выполнена дополнительная роспись и затемнение. Ткань может быть снова обработана для лучшего выявления текстуры, созданной техникой узелкового батика и оборачивания.

    Отделка и обработка.

       После окончательного удаления стягивающих нитей (этот процесс требует большой осторожности, ткань слегка разглаживается паровым утюгом для выравнивания некоторых участков и краев фрагмента. Декор кимоно может быть дополнительно усилен применением рисунка тушью или вышивки, золотой фольгой или серебряными нитями. Наконец ткань готова к тому, чтобы стать кимоно.

    * Для самых любознательных, а так же тех, кому просто нравится не только почитать…, но и посмотреть…, в конце статьи вас ждёт видео-ролик                                                                                 ↓ ↓ ↓

       Но самой большой мечтой  Куботу было создание музея, рассказывающего о  его любви  к природе, к свету, передающего симфоническое звучание его произведений и окружающего мира. В 1994 году она осуществилась! Небольшой музей был возведен на берегу озера Кавачуги, с великолепным видом, открывающимся на гору Фудзияма  (как это выглядит смотрите здесь  -знание японского приветствуется :) )

Сегодня музей представляет собой великолепный памятник творчеству Итику Куботы. Он позволяет увидеть работы художников в окружающем их естественном пейзаже, воплощая мысль самого Итику о том, что «источником любого мотива является природа».

  А теперь , вооружившись знаниями по теме, выходим на встречу к кимоно Итику Куботы и взглядом знатока подмечаем особенности композиции, цвета и….просто любуемся!

«Но» / Размышления о цветах вистерии.

Многоточечное крашение и рисунок тушью на креп-шёлке (чиримен)/1976 г.

   Это косодэ является одной из ранних работ Куботы с использованием таких мотивов техники Цудзигахана, как зигзагообразные ромбы и рисунок тушью. Однако, вистерия с её струящимися цветками, нанесёнными способом многоточечного крашения остаётся основным мотивом.

«Киккумацукава» / Узор сосновой коры из призматических цветов.

Многоточечное украшение и рисунок тушью на креп-шёлке (чиримен)/1978 г.

     В этом кимоно художник использовал мацукавабиси- «мотив сосновой коры»в качестве основы композиции, однако затем наполнил её разнообразными узорами. Цветы Цудзигахана и роспись тушью суми придают одеянию оттенок старины.

«Каки» / Цветы, запутавшиеся в ограде.

Многоточечное крашение и рисунок тушью на шёлковом жаккарде/1980 г.

     В отличие от более поздних работ Куботы, для которых он использовал более тяжёлый креп-шёлк (чиримен), это кимоно выполнено из шёлкового жаккарда. Выраженные диагонали, пересекающие рисунок, состоят из сотен крошечных точек, созданных в технике крашения шибори и создающих динамический контраст по отношению к нежному узору из листьев и цветов.

«Идзуцу» / Кимоно внутри кимоно.

Многоточечное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шёлке (чиримен) с золотым плетением/1985 г.

      Необычная  композиция кимоно напоминает «окна», которые словно открывают вид на второе кимоно, либо заглядывают в душу того, кто его ночит. Темная ткань сверкает золотыми нитями, создавая утончённый констраст обилию цветов в «оконных рамах».

«Зенсюкамон» / Зенмё: жажда просвещения.

Многоточечное крашение, рисунок тушью и стежка на крепе-шёлке (чиримен) с уточным узором из золотой нити/1983 г.

     Это кимоно- одна из ранних работ Куботы с использованием техники Цудзигахана. Мотив был навеян историей Гишо, буддийского монаха, одного из основателей секты Кегон, и влюблённой в него китайской красавицы Дзенмио. Гишо остался предан своей вере, а Дзенмио стала преданной последовательницей, защищавшей его.

«Аои» / Алтей- Символ.

Многооттеночное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шёлке (чиримен) с уточным узором из золотой нити/1983 г.

      Цветок алтея в Японии имеет долгую и символическую историю. Считается, что он обладает волшебными свойствами. Огромные листья, характерные для алтея, создают эффектный, притягивающий внимание узор. Они наполнены разнообразными цветами, нарисованными тушью в стиле Цудзигахана.

«Дзё» / Осенний пролог.

Многоточечное крашение и рисунок тушью на креп-шёлке (чиримен)/1986 г.

     Поздняя осень царит над горным ландшафтом, деревья «загораются» красным и оранжевым пламенем, окрашивая природу в праздничные цвета. плотные кусты вечнозелёных растений обогащают общую палитру блестящих оттенков осени.

«Кёкку» / Северное сияние.

Многоточечное крашение и рисунок тушью на шёлковом крепе (мончиримен)/1986 г.

       Неровные вертикальные полосы плывут по поверхности кимоно, создавая яркий, красочный поток, имитирующий структуру северного сияния. Общий замысел подчёркивается изображением нежных, созданных с использованием чернил цветов, которые рассеяны на полосах цвета, словно маленькие звёзды.

«Аи» / Разрушение.

Многоточечное крашение и рисунок тушью на креп-шёлке (чиримен) с уточным узором из серебряных нитей/1987 г.

         Едва заметные стежки вышивки подчёркивают изображение волн света, отражение в облаках. Глубина зимних вод находит своё отражение в богатстве красок ультрамарина, сочетаемых с оттенками меди, ржавчины и киновари.

«Тсузигаки» / Призрачные цветы в отдалённых горах. / 1988 г.

           В буйстве красок этого кимоно пышные фантастические цветы заполняют пространство отдалённых гор. Крошечная «гирлянда» своей россыпью едва касается ткани с обработанной шибори, оставляя остальные участки неокрашенными.

«Сеи» / Луч надежды в неожиданном снегопаде.

Многоточечное крашение, рисунок тушью на креп-шёлке (чиримен) с уточным узором из золотой нити/1989 г.

          Контрасты света и текстуры, полученные посредством многоточечного крашения, вызывают в сознании образ грозной снежной бури, внезапно охватившей гору. Однако, цветы Цудзигахана выдерживают испытание и дают надежду на преодоление стихии.

«Он» / Мягкий, прохладный рассвет.

Многоточечное крашение, рисунок тушью, стежка и вышивка золотыми нитями на креп-шёлке (чиримен)/1989 г.

         Тихий и прохладный рассвет слегка касается лучами солнца горы Фудзи и окружающего ландшафта с его деревьями и их чарующими цветовыми градациями. Легкое облако утреннего тумана медленно поднимается с верхушек деревьев у подножия горы.

«Он» / Фудзи и горящие облака.

Многоточечное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шёлке (чиримен) с уточным узором золотой нитью/1991 г.

       Силуэт горы Фудзи сияет в свете золота закатного неба и возвышается сквозь облака, тронутые огнём огненно-оранжевым цветом. Переходы зеленого, синего и пурпурного оттенков дополняют сочетания открытых цветов, наполняя жизнью это яркое произведение.

«Сюнсоу» / Мандаринки весной.

Многоточечное крашение и рисунок тушью на креп-шёлке (чиримен)/1996 г.

         Шахматный рисунок, используемый в этом кимоно, характерен для костюмов театра «Но» (одного из традиционных театральных драматических искусств Японии). Традиционно для подобных костюмов применялось тканное полотно, однако Кубота достигает столь же яркого эффекта с помощью окрашивания и ручной росписи.

«Он» / Затишье перед бурей.

Многоточечное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шёлке (чиримен) с уточным узором золотой нитью/1997 г.

     Оттенённые углём тучи, отражающие снежный покров горы Фудзи, предвещают приближающийся шторм, однако композиция изображает предшествующий ему момент затишья перед бурей. Это кимоно использовалось в постановке пьесы в театре, но с 1999 г. вошло в представленную коллекцию.

«Сю» / Высоко парящий дракон.

Многоточечное крашение, рисунок тушью, золотая фольга, стежка на креп-шёлке (чиримен) с уточным узором из золотой нити/2000 г.

       На кимоно можно увидеть лишь чешуйчатый хвост дракона: сам он взлетел высоко, и его туловище находится вне поля зрения. В азиатском искусстве образ дракона очень важен; дракон является одним из четырёх священных существ, олицетворяющих четыре части света.

«Дзю» / Голова дракона.

Многоточечное крашение, рисунок тушью, стежка на креп-шёлке (чиримен) с уточным узором из золотой нити/2000 г.

            На некоторых участках композиции мы видим начинающее остывать пламя. Детали рисунка сливаются в иную, менее красочную картину Вселенной. Фрагменты декорированы золотыми нитями, которые придают блеск композиции.

«Он» / Возвышаясь на фоне чистого зимнего неба.

Многоточечное крашение, исунок тушью и стежка на креп-шёлке (чиримен) с уточным узором из золотой нити/2004 г.

      Зимней порой сверкающая и белоснежная гора Фудзи величественно возвышается на фоне сияющего голубого неба, подёрнутого легкими облаками. Сосновая роща у подножия горы дополняет зимний пейзаж, ветви её деревьев аккуратно прорисованы тушью.

«Он» / В зловещих облаках.

Многоточечное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шёлке (чиримен) с уточным узором золотой нитью/2001 г.

    Грозные тучи в небе и у подножия горы создают зловещую атмосферу, кажется, что они вот-вот  скроют гору. Танцор Раста Томас использовал это кимоно в 2001 г. для своего представления, посвящённого Куботе.

«Тэнсё» / Акт благочестия.

Многоточечное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шёлке (чиримен) с уточным узором из золотой нити/2004 г. (Мастерская Итику)

    Эта работа как нельзя лучше отражает пышность и великолепие костюмов театра «Но» с их яркими красками и орнаментом. Изысканно-роскошные цветочные мотивы часто служили для декорации женских одеяний в постановках театра.

«Сёко» / Торжество осени в цветах.

Многоточечное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шёлке (чиримен), золотая фольга, уточный узор из серебряной нити/2004 г. (Мастерская Итику)

        Эта необычная композиция использовалась в некоторых кимоно XVII в., где дуга выступала в качестве границы между контрастными цветами или мотивами. Здесь мастер применяет и то, и другое: кленовые листья-символ осени размещены на белом фоне напротив осенней растительности на алом фоне.

«Удзу» / Огенный вихрь.

Многоточечное крашение, тисунок тушью, золотая фольга и стежка на креп-шёлке (чиримен) с уточным узором из золотой нити/2006 г. (Мастерская Итику)

           Центральный образ этой работы- закручивающийся вихрь огня. Языки пламени уходят за пределы одеяния, охватывая собой пространство и усиливая ощущение жара.

«Ха» / Закручивающаяся волна магмы.

Многоточечное крашение и рисунок тушью на креп-шёлке (чиримен) с уточным узором из золотой нити/2009 г. (Мастерская Итику)

       Волны магмы ярких, причудливых цветов текут по поверхности кимоно. Стремительным потоком «магма» ниспадает по диагонали от плеча почти до его подола, создавая яркое впечатление движения энергии и жизненной силы в композиции. Гладкая поверхность шёлка контрастирует с участками плотной текстуры, получаемой в результате многооттеночного крашения.

Спасибо, что посетили  vmireveschey.ru 


Один комментарий на «Итику Кубота кимоно или больше?»

  1. Класс,это мне напомнило посещение краеведческого музея на Сахалине,находившегося в бывшем дворце сегуна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>