Виды орнаментов.

 Дорогой мой читатель, как  Вы осознаёте, что вещь Вам нравится? Я говорю о внешней привлекательности.  Допустим, это какая-нибудь ваза или горшок…

Да, первое, что бросается в глаза это форма.  И не открою Америку, если  сообщу, что многие по-настоящему ценные произведения декоративного искусства привлекают к себе именно формой. Они настолько гармоничны в своих пропорциях, правильно найденных соотношениях, что, порой, совершенно не нуждаются в декоре.  И замечу, что однообразные пропорции делают предмет скучным и невыразительным.  И в таких случаях художники и прибегают к дополнительным мерам. С помощью декора можно подчеркнуть форму предмета, уравновесить крупные части, с помощью горизонтальных и вертикальных линий можно даже самую простейшую форму превратить в шедевр.

 Декор тем лучше сочетается с формой предмета, чем больше он её подчеркивает.

       А что Вы понимаете под словом «декор» ?

Конечно же в обычной жизни мы употребляем более простые слова : точечки, линии, завитушки, листики, цветочки. И все эти элементы объединяют два слова- 1. элементы 2. орнамента.

Какие виды орнаментов мы знаем?

Итак,  начинаем нашу прогулку с мир декоративно-прикладного искусства!

        Геометрический орнамент состоит из простых элементов, которые можно сочетать между собой, создавая сложные и удивительные по красоте узоры. Но я перечислю самые простые, которые, кстати, могут присутствовать в декоре и вполне самостоятельно.

Точка-  сама по себе никакого значения не имеет, но при повторении даёт неплохой декоративный эффект. Успешно применялась в искусстве Сасанидского Ирана и в китайских изделиях Танского периода.

Линия- наверное, самый распространённый элемент в декоре и часто служит для разграничения отдельных мотивов. Её можно встретить и на доисторических предметах и на греческих вазах.

Зигзаг (ломаная линия)- в Древнем Египте служила знаком воды, так же подобный декор можно встретить и на изделиях романской Франции  или неолитического Китая.

Шевроны - ломаная лента с ритмическим чередованием узора. Была распространена у берберов, в романском искусстве,  в Китае (период Шан).

Вязь - элемент характерный для исламского искусства.  Но был распространён и в древневосточном, и в греческом декоре. В средние века становится очень популярен в книжной миниатюре, а в Ирландии на резных крестах. В эпоху Возрождения данный элемент встречается на книжных переплётах и  фаянсовых изделиях.  Так же Леонардо да Винчи  оставил нам уникальные образцы этого мотива.

Меандр - изломанная под прямым углом лента. Все помнят греческие вазы геометрического стиля, а я сюда добавлю Древнюю Мексику и японские ткани.

Квадрат — элемент, ограничивающий поверхности, заполненные мотивами.  Примером служат кессонированные потолки эпохи возрождения.

Ромб - так же служит для ограничения декорируемых поверхностей. Используется в доисторической  гончарной посуде или можно увидеть на китайских бронзовых изделиях периода Шан.

Шашечный орнамент- используется в декоре тканей еще со времен Древнего Египта.

Треугольник - распространен в орнаментах  мозаичных полов и в тканях.

Шестиугольник (восьмиугольник)-  часто используются в странах Ислама.

Крест- данный элемент встречается не только в древних или современных христианских цивилизациях, но так же и в античном искусстве, в орнаментах берберских украшений. Свастику можно увидеть в странах Центральной и Юго-Восточной Азии.

1.крюковидный 2. германский 3. иерусалимский 4. лапчатый 5. мальтийский 6. лапчатый пыпуклый 7. цветочный 8. цветочный вогнутый 9. якорный 10. полый, с круглым завершением 11. заключенный в круг 12.с кругом в центре 13. зубчатый 14. ромбовидный 15. кельтский

До этого момента я перечисляла прямолинейные элементы орнамента. А что у нас с кривыми линиями?

Синусоида - волнообразная лента, встречается в обрамлении романских и китайских изделий.

Спираль - очень популярный элемент у художников, характерна для эгейской и позднее микенской культуры.

Витой шнур - линия закрученная спиралью вокруг своей оси, встречается очень часто и в разных странах.

Круг -  являет собой самостоятельный элемент, а иногда служит для ограничения поверхности, заключающей в себе другие мотивы, например, японские гербы.

Полукруг- известен гораздо меньше, использовался в архитектуре как рельефный орнамент в форме переплетённых арок.

Эллипс- часто используется в орнаментах эпохи Возрождения.

С геометрией мы закончили,  а теперь…

Природный орнамент, включает в себя элементы живой природы: морские волны, ореол пламени, солнце,  звезды, стилизованная молния и т.д.

 Флора - элемент может быть натуралистичным или же упрощённо стилизованным. Листья иногда предстают как масса, а иногда по отдельности, могут настолько быть стилизованными, что превращаются в игру линий. Очень распространены цветы: лилии в эгейском искусстве, роза в готическом, гиацинт в росписях турецкого фаянса. Мотив цветка умело подчиняется форме : в Египте голубой лотос на предметах треугольной и удлинённой формы, белая водяная лилия на округлых и широких поверхностях. А еще добавлю в этот список такие элементы, как плоды, венки и гирлянды, розетки, пальметты.

Анималистические мотивы - животные имели особое значение и в разных странах были свои предпочтения:  изображение льва от искусства Древнего Египта до европейской геральдики, бык в искусстве Древнего Востока, слон в буддийских странах, баран в античном Риме и эпохе Возрждения, змеи в кхмерском искусстве. Среди морской фауны: рыбы, дельфины в Древней Греции, в эпоху Возрождения в Италии и Франции, карп в китайском искусстве, спрут распространён в критских и микенских декорах. Раковины часто встречаются в эпоху Людовика XV и Людовика XVI. Среди насекомых всем известный скарабей в Древнем Египте, бабочки в Китае и Японии, пчелы во французском ампире.  И не могу не упомянуть о птицах : сокол в Египте, орёл в Риме, Византии, Германской империи, павлин у христиан, журавль и мандариновая уточка в Китае и Японии. Иногда используются лишь отдельные элементы животных: бычьи головы, львиные лапы или просто сказочные мистические существа: египетские сфинксы, грифоны, химеры, драконы.

Человек - часто используется как сюжет орнамента, иногда схематично и стилизованно, иногда реалистично. Существуют и карикатурные изображения, например, греческие терракоты или  резные украшения готических откидных скамеечек. Иногда используют человеческое лицо, на его основе и родился маскарон,  а так же в качестве элементов можно увидеть и глаза, сердце, ноги, руки. Человека «сращивали» с различными существами и рождались кентавры, амуры, ренессансные гротески с телами, вырастающими из растений.

 

 

лица-листья: зарисовки из альбома Виллара де Оннекура XIIIв.

 Пейзаж - использовался довольно редко и, порой, ограничивался парой деревьев.

 Неодушевлённые предметы- в качестве примера назову готические свитки и ленты XVIII столетия, доспехи и трофеи, вазы, рог изобилия эпохи Людовика XIV, а так же греческие корабли, японские мосты и веера, французские монгольфьеры. В целом любой предмет,  созданный руками человека,  рано или поздно попадал в орнамент.

 

Комплексные мотивы, это элементы декора с двойным назначением : утилитарным и декоративным.

арабская куфическая надпись, украшающая михраб Большой мечети в Кордове 965г.

Надписи- широко применяются в качестве украшения. Иногда сами знаки носят характер орнамента. Напоминаю о египетских иероглифах, а  вспомним китайское и арабское письмо и всё сразу понятно. Чаще всего элементы  помещали на бордюрах. Но древнегреческое и средневековое готическое письмо использовалось гораздо меньше.

Символические мотивы- их великое множество и они созвучны с теми элементами, о которых я говорила выше. Треугольник- символизирует горы на керамике неолитического Китая. Круг, спираль и близкие им мотивы в Древнем Китае имеют космологический смысл, символизируют небо, движение светил, облака и гром. Круг, разделённый надвое спиралью- знак «янь-инь» символизирует нераздельность мужского и женского начал. Среди растительных мотивов сразу хочется упомянуть розу- символ королевской власти в средневековой Англии,  лилию во Франции, а лотос в  буддийском искусстве.

Геральдические мотивы-  гербы в форме круга у мусульман, японские фамильные гербы, в Европе гербы в качестве декоративного элемента используют в основном в средневековом искусстве. Гербы имеют разные формы в разных странах. Так итальянские и немецкие гербовые щиты нельзя спутать с французскими.  Позднее к щиту начали добавлять различные элементы, которые не всегда удачно его дополняли. К дополняющим элементам относились шлем или корона над щитом, львы или другие животные, поддерживающие щит, а под ними лента с девизом.

     

На этом я свой рассказ о видах орнамента заканчиваю.  Мы с Вами  прошлись по основным элементам орнамента, но  чтобы все они по-настоящему «заработали» необходимо знать все тонкости стилизации и принципы построения орнаментов, уметь правильно выбрать цвет и научиться распределять декор «не убивая форму» а подчёркивая её преимущества.

А об этом я расскажу в следующий раз…

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>