Стилизация, цвет, принцип построения декора.

     Для начала давайте разберемся, что такое стилизация? 

     Если мы возьмем реальный облик предмета и изобразим его обобщенно, используя несколько его характерных черт  - это и будет стилизацией.  Она преобразует реальный и слишком привычный образ в яркий, запоминающийся и выразительный мотив или персонаж.  В любом случае стилизация не исключает законов, предписанных избранным им материалом.  Художнику приходится принимать во внимание и количество отведенного места под декор, и  обрамление, что ограничивает его пространство.  Некоторые элементы  требуют линейного орнамента, другие- объёмного и т.д.

   Самым главным принципом построения орнамента является повторение. Порой,  удачно выбранный мотив даёт замечательный декоративный эффект. Даже самый простой элемент при повторении может создать ощущение порядка, величия и уверенной силы.

     Где Вы это можете увидеть?  

     Повторение часто используют в лентах, фризах, бордюрах… и посмотрите вокруг себя и , думаю, согласитесь со мной: «Везде!»

    Если же один и тот же мотив располагается попеременно в противоположных направлениях, позволяя тем самым  избежать скуки и однообразия, то  знайте, это инверсия узора.

   Если же вы видите мотив, расположенный то в  вертикальном направлении, то в горизонтальном, а элементы то плоские, то объемные, то прямые, то изогнутые, поздравляю Вас! Вы теперь знаете и о таком простейшем приеме, как чередование.

      Если вы наблюдаете два сходных  элемента по обе стороны от оси, воображаемой или изображённой, то Вы познакомились с приемом- симметрия. Могу дополнить, что симметрия не всегда бывает строгой. Относительная симметрия достигается не сопоставлением сходных деталей, а равновесием масс.

    

    Распределение декора:

 Самое главное, что должен помнить художник-декоратор, это правило «Не навреди!»  Правильно распределенный декор не должен «убивать» сам предмет, а только подчеркивать его достоинства и форму, обогащать его приятными для глаза добавлениями.

   Иногда украшаемую поверхность разделяют с помощью прямых линий, квадрата, прямоугольника, либо кривых:  круга, спирали и т.д.  Бордюры и фризы, предназначенные служить окаймлением, обычно состоят из повторения определенных мотивов (растительные фризы в египетской живописи эпохи Нового Царства) или чередования ( основание или горло греческих ваз)

     Как располагать декор?

   Чем лаконичнее мотив, тем более выразительным  будет  расположение декора.  Можно намеренно подчеркнуть форму предмета, или наоборот противодействовать ей.  Действуем как в жизни, примеряя одежду. Красивую изящную форму можно подчеркнуть легкой полоской простого орнамента, тяжеловесные детали лучше скрыть и акцент сделать на детали декора.

    В качестве примеров приведу наиболее распространённый концентрический орнамент, который часто имеет космологичекое значение и лучевидный. Его используют так же и в камне. Он удачно подчеркивает круглую форму предмета.

Объемные формы орнаментируются по горизонтали и вертикали и гораздо реже по наклонным плоскостям. Когда фон имеет квадратную форму, то художники используют и сетчатый орнамент.

    Линии сетки уже сами по себе создают орнамент – ажурные решетки, керамическая плитка пола, облицовка стен. Но иногда такие линии становятся лишь основой для орнамента. И на первый взгляд кажется, что декор расположен в хаотичном порядке, но его повторяющиеся мотивы создают особую «игру фона». Такие приемы были особенно распространены в срдневековых тканях.

В исламском искусстве сетки создаются с помощью многоуголников. Существуют три вида таких сеток:

Квадратные- на основе квадрата, восьмиконечной звезды.

Треугольная- на основе равностороннего  треугольника, шестиконечной звезды.

Прямоугольная- на основе пятиуголника с горизонтальным основанием.

Мусульманские художники, лишенные возможности изображать в орнаменте живых существ, проявили необыкновенную изобретательность.  Некоторые сетки с треугольной основой строятся на волнистых линиях, иногда одна сетка накладывается на другую. Такми образом  достигается усложнённость декоративного оформления.

  Роль цвета в декоре.

В декоративном искусстве цвет играет существенную, а иногда и первостепенную роль.

Обычно рисунок обводится контуром , который подчеркивает форму, но иногда формы рисунка сами выделяются на фоне в силу цветового контраста. Чем меньшее количество красок используется, тем сильнее впечатление. Вспомним всем известные краснофигурные и чернофигурные греческие вазы, современные французские шпалеры.

   Как достичь гармонии цвета?

Вы можете использовать гризайль, используя близкие по оттенку, родственные цвета или контраст. Мастера часто используют контраст между теплыми и холодными тонами, а так же соотноношение «валероз» между светлыми и темными тонами.  Можно использовать для фона или как контур для разграничения мотивов- черный и белый. Не стоит забывать и о выборе доминирующего цвета, что поможет связать воедино весь декор.

  И прежде чем Вы попробуете использовать свои знания на практике, я хочу напомнить Вам, что Вы уникальны! Вы способны увидеть предмет и подчеркнуть его достоинства только так, как видите Вы и  никто другой.  Пробуйте свои силы!  Украшайте мир вокруг себя! И даже если Вы украсите обычную банку простым узором из точек,  Вы можете по праву гордиться своими успехами, так как каждая точка была сделана Вашим уникальным «Я», вашим ценным и неповторимым видением мира.  Желаю Вам творческих успехов!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>